Незаменимых у нас нет?

Всем привет! По разным причинам задумался на днях, почему люди уверенно говорят, что без них « встанет и директор повесится». Причем некоторые имеют в виду уход из компании, а другие несчастный случай. Неужели , пусть даже небольшой конторы, может быть завязана на одном человеке? Посмотрим поближе. Незаменимый работник по сути своей — бомба замедленного действия, заложенная под фундамент организации. Эссенцию незаменимости нужно либо удалять, либо разбавлять. Иначе все кончится плохо.

Когда мы говорим о незаменимости, мы подразумеваем, что незаменимый человек обладает:
а) незаменимыми навыками работы

б) незаменимыми социальными контактами (подвязками)

в) незаменимыми знаниями (это несовсем то же самое, что пункт а)).

г) контролем на критически важными процессами.
Рассмотрим по пунктам:

а) Причин, ведущих к появлению незаменимых людей первого типа несколько — это может быть связано с редкостью профессии человека в данном регионе (например, торседорос*), высокими побочными требованиями при приеме на работу (торседорос, не ниже 195 см), оплаты труда (торседорос, готовый работать за еду) и так далее. Т.е. очень сложно физически найти замену такому работнику.

б) Это специфика нашего государства или определенных бизнес-кругов. По-моему, тут ничего не поделаешь, это и есть пример завязывания бизнеса на одном человеке.

в) Остановимся на этом варианте, т.к. она непосредственно имеет отношение к защите информации.

Что есть информационная безопасность? Это конфиденциальность, доступность и целостность. Сложился стереотип, что ИБ это только лишь первый момент, конфиденциальность. Но если положить информацию в сейф, выкинуть ключ, а сейф залить бетоном и на нем построить небоскреб, то работать с такой информацией станет невозможно. При том, что конфиденциальность будет на высшем уровне.

Но в жизни все наоборот. Зачастую, целостность и доступность намного важней конфиденциальности. Проблематика незаменимых знаний, которыми владеет работник, обусловлена недоступностью, либо труднодоступностью этих знаний для других работников.

Подобные ситуации возникают и умышленно и случайно. Работники часто специально выстраивают подобную линию, чтобы иметь преймущество на случай конфликта с работодателем, либо для самоудовлетворения собственной значимостью. Или само руководство настолько забивает на сотрудника, что информация, накапливающаяся у него в голове в процессе работы сама по себе становится трудноступной. Сотрудник понимает это лишь потом, когда придет время.

Наиболее распространенные виды подобных сотрудников:

1)Разработчик, программист, пишущий в одиночку и не документирующий свое творчество. Разбираться в чужом коде, особенно в промышленных размерах — это как минимум потеря времени, которого часто не хватает.

2) Сетевой администратор, который делает тоже самое. Приходилось мне однажды разбираться в километрах витой пары, расположении свитчей и настройках телекоммуникационного оборудования. Задача не из простых и приятных.

3) Администратор с паролями в голове. Он может просто выйти с работы и больше никогда туда не вернутся (крайний случай — сбит автобусом по пути на обед. Наглухо).  Немногим еще приходится доказывать, что пароли должны быть продублированы на бумаге, а бумага должна лежать в сейфе директора.

В целом, в пункте в) мы имеем дело с таким «инсайдером по-неволе».

г) Ну а тут на лицо просчеты менеджмента, необходимо перераспределить обязанности между сотрудниками, м.б. с помощью более широкого делегирования полномочий.

Если подвести итог, то исключение подобного рода ситуаций — головная боль менеджмента организации, что еще раз подтверждает теорию о разведении менеджмента и технарей по разным углам.

*Торседорос — крутильщик сигар. Главная задача специалиста данной редкой профессии – завернуть табак в оберточный лист и обрезать сигару, придавая ей продажный вид. Такому мастерству можно научиться лишь на сигарной фабрике на Кубе.

Связанные записи

Метки: , , , , , , , , ,