Электронные аукционы для коммерсантов. Практика.

Всем привет! Пока я болею и есть время повтыкать в ноутбук, напишу о внедрении электронных торгов в закупочную деятельность крупных компаний, как я ее вижу. Речь идет именно о коммерческих заказчиках, не связанных узами 94-ФЗ. Немного предыстории: с 01.01.2011 все гос.заказ ушел в электронный вид. Напонились извещениями пять отобранных федеральных площадок, заработал в новом качестве портал zakupki.gov.ru. Количество региональных площадок, обслуживающих ранее государственный и муниципальный заказ масштаба субъекта, сократилось на порядок.

Вместе с тем, перевод гос.заказа полностью в электронный вид завершил внедрение культуры электронных аукционов в российский бизнес. Множество компаний обратили внимание в сторону внедрения механизмов почившей 41 статьи 94-ФЗ в свою закупочную деятельность. Задачи они ставят похожие, а опыт, накопленный в этой области у площадок и других лиц «в теме» огромный.

Выходит, что сотрудничество обещает быть перспективным. С чего же начать? С выбора оператора (владельца) площадки. Выбирать можно по региональному положению, по коммерческим условиям, по известности  и т.д. В этом плане как нельзя кстати подходит перечень площадок АЭТП.

После подписания всех необходимых документов начинается самое интересное — подготовка и проведение торгов. Рассмотрим основные возможные проблемы, возможные на мой взгляд, при внедрении процедуры и на которые стоит обратить внимание директору/учередителю

1. Намеренное затягивание внедрения процесса электронных закупок. Я думаю, всем понятно, что при наличии откатных и других коррупционных схем на предприятии, рушить их никому, кроме заинтересованных в этом лиц, не хочется. Однако, все может быть намного проще и это может оказаться вполне обыденной реакцией на внедрение чего-то нового и сопровождаться недостаточной компетентностью персонала.

Лечится это непосредственным контролем над исполнителями на начальном периоде и привлечением к процессу сотрудников, копетентных в электронных аукционах и информационных технологиях.

2. Сбор пула поставщиков, достаточного для эффективной работы. Когда заказчик выходит на площадку, особенно региональную, не стоит ожидать очереди поставщиков. Над этим нужно работать, причем как заказчику, так и оператору торгов. Информирование поставщиков, активная помощь их входу на площадку — совместный интерес партнеров.

3. Формирование начальной цены и шага аукциона. Это работа чисто отдела закупок заказчика. Как правило, проводится мониторинг рынка, цен и исходя из полученной информации выставляется средняя цена по рынку. Возможно использование приема средняя цена+х%. Это позволит сделать процедуру более привлекательной для поставщиков, собрать широкий круг участников и, в конечном итоге, приведет к очень хорошему дисконту, возможно близкому к себестоимости постовляемых товаров/услуг.

4. Наличие оперативного контакта между лицами, принимающими решения. В непосредственном процессе проведения аукциона возможно возниковновение ситуаций, которые требует оперативного решения. В таком случае, оператору важно иметь контакт с человеком, уполномоченным на принятие таких решений, как отмена процедуры, корректировка и т.д. В противном случае, возможны сложности, приводящие к нежелательным последствиям.

5. Игнорирование поставщиками электронных аукционов. Сотрудники, не заинтересованные в смене концепции закупок, могут заручиться поддержкой поставщиков, которые будут игнорировать размещаемые заказы с целью убедить заказчика в бесперспективности этих мероприятий и возвращении закупок в старое русло. В этом случае важна принципиальность позиции заказчика и готовность оставить несговорчивых поставщиков за бортом своей закупочной деятельности.

Что касается плюсов, то они очевидны: получение солидного дисконта, исключение человеческого фактора и коррупционных схем, прозрачность закупок и другие факторы, существенно влияющие на экономическую безопасность предприятия.

Связанные записи

Метки: